Методические указания к оформлению курсовых и дипломных работДипломные и курсовые проекты, отчеты о практике должны оцениваться по следующим параметрам: • соответствие структуры работы соответствующим методическим указаниям, выпущенным кафедрой, ответственной за учебную дисциплину; • полнотой охвата решаемой проблемы, глубиной анализа, качеством проектной части и умением грамотно изложить выносимые на защиту материалы; • своевременностью представления материалов для проверки руководителю, решающему вопрос о допуске к защите или необходимой доработке материалов; • качеством оформления отчетных или проектных материалов . 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ И АНАЛИТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ 1.1 Состав проектных и аналитических материалов 1.1.1 Курсовые и дипломные проекты оформляются в виде пояснительной записки и прилагаемого к ней графического материала 1.1.2 Пояснительная записка оформляется на стандартных листах формата А4 по ГОСТ 9327 (297x210 мм) При необходимости для оформления отдельных распечаток с ЭВМ, рисунков и таблиц допускается использовать листы формата A3 (297х420) . Текст должен быть исполнен на одной стороне листа, как правило через 1,5 интервала - на пишущей машинке или через одинарный межстрочный интервал шрифтом Time New Roman-14 - на принтере ПЭВМ . Для заголовков рекомендуется использовать шрифты гарнитуры Anal. Если заголовок не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал При рукописном оформлении, высота букв должна быть не менее 1,8 мм Следует использовать размеры полей унифицированные в рамках ГУУ левое - 2,5 см, правое - 1 см, верхнее - 2,5 см, нижнее - 2,5 см, формат набранного материала 17 5x24 , что удовлетворяет требованиям ГОСТ б 10-5 87 и ГОСТ Р 6 30-97 (левое поле - не менее 20 мм, правое поле - не менее 10 мм, верхнее поле - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм). При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание (выключку) и автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, выполненных прописными буквами) Абзацы в тексте начинаются отступом 12-15 мм, выполняемым с помощью клавиши табулятора. Опечатки, описки допускается исправлять белой краской или аккуратным зачеркиванием. Объем пояснительной записки к курсовому проекту должен составлять 20 -25 страниц (но не более 30), к дипломному проекту - 70 - 80 страниц (не более 100) . 1.1.3 Графический материал к проекту представляет набор плакатов раскрывающих сущность и результаты проектирования и одновременно служащих иллюстративным материалом для защиты проекта. Объем графических материалов к курсовому проекту - один лист формата А1, либо два листа формата А2. Допускается также представлять несколько листов формата A3 . К пояснительной записке дипломного проекта прилагаются не менее восьми листов формата А1 . Листы могут располагаться как вертикально так и горизонтально. 1.1.4 Отчеты по производственной и преддипломной практике, а также рефераты и научные работы содержат только текстовой документ, выполненный по тем же правилам, что и пояснительная записка к проекту (графические материалы не оформляются) . 1.2 Структура пояснительной записки (отчета) 1.2.1 Унифицированными структурными элементами пояснительной записки к проекту (отчета научного реферата, научной работы) являются: • титульный лист; • задание на проектирование (проведение исследования); • реферат (аннотация); • содержание; • перечень сокращении, условных обозначений символов единиц, терминов; • введение; • основная часть • заключение; • список использованных источников; • приложения 1.2.2 Наименования всех структурных элементов, кроме титульного листа и основной части, служат заголовками структурных элементов пояснительной записки (отчета). Основная часть текстового документа, как правило, разбивается на два, три или более разделов, которым присваиваются порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой (например, «1. ОПИСАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ»). Структурным элементам номера не присваиваются.
Заголовки Каждый структурный элемент и раздел следует начинать с новой страницы . 1.2.3 Разделы основной части могут быть разделены на
подразделы, т.е., в свою очередь, на пункты и, при
необходимости, на подпункты. Подразделы имеют нумерацию в
пределах раздела (общий номер подраздела состоит из номера
раздела и номера подраздела разделенных точкой, например, 1.1,
1.2 и т. д.), пункты – в пределах подраздела (1.1.1,1.1.2, ),
подпункты — в пределах пункта(1.1.11, 1.1.2,. ). Подразделы,
пункты и подпункты имеют собственные заголовки (при этом
последний уровень рубрикации заголовка может не иметь).
Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с
абзационного отступа и печатать строчными буквами, не
подчеркивая, без точки в конце . 1.2.4 Заголовки по возможности следует делать краткими. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками (без точки в конце заголовка) 1.2.5 если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт то нумеровать пункт (подпункт) не следует . 1.2.6 Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту. Например заголовки подразделов можно выполнять жирным шрифтом, пунктов - жирным курсивом, подпунктов - курсивом Подчеркивание в заголовках и тексте не рекомендуется. Заголовки следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу. Аналогично шрифту, дополнительные пробелы перед заголовком и после него в зависимости от уровня рубрикации могут иметь разное значение после заголовка структурного элемента или раздела - 1,5 интервала, перед заголовком подраздела -1 5 интервала, после - 1 интервал перед заголовком пункта - 1 интервал после -0,7 интервала перед заголовком подпункта - 0,7 интервала, после - 0,5 интервала 1.2.7 Нумерация страниц - сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не выводится. Страницы документа проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце (допускается проставление номера страниц по центру, без точек и черточек до и после цифр . 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 2.1. Титульный лист пояснительной записки (отчета) На титульном листе должны быть указаны следующие сведения : • институт; • кафедра, ответственная за учебную дисциплину (практику, дипломное проектирование); • специальность — «Менеджмент»; • специализация (например, «Управление бизнесом ); • профилизация, если она предусмотрена в рамках специализации (например, «Управление бизнесом»); • форма обучения - очная (дневная), очно-заочная (вечерняя) или заочная; • вид материала (курсовой проект, дипломный проект, отчет о производственной практике, отчет по преддипломной практике и пр.); • наименование учебной дисциплины (только для курсовых проектов и рефератов); • наименование темы курсового, дипломного проекта, реферата, научной работы или наименование базовой организации прохождения практики; • курс, группа, инициалы и фамилия студента; • ученая степень, научное звание, инициалы и фамилия
преподавателя; • место и год выполнения проекта (подготовки отчета). Студент не должен забывать ставить свою подпись на титульном листе и дату передачи проекта на проверку. 2.2. Задание на курсовой (дипломный) проект или прохождение практики в конкретной базовой организации 2.2.1 Задание на курсовой проект содержит тему проекта, его структуру, зависящую от конкретной учебной дисциплины и рекомендуемую в соответствующих методических указаниях к курсовому проектированию, рекомендуемые преподавателем литературные источники, срок сдачи курсового проекта на проверку, дату выдачи задания в соответствии с установленным в методических указаниях графиком работы над проектом . 2.2.2 Задание на дипломный проект, кроме темы проекта, даты выдачи задания и сроков сдачи проекта на проверку, содержит перечень подлежащих разработке вопросов, исходные данные к проекту (например, курсовой проект студента по тoй же тематике, отчеты о производственной и преддипломной практике, планово-отчетную и организационную документацию базовой организации, научную литературу), перечень листов графического материала, иллюстрирующих проектную разработку и ее эффективность. Задание на дипломный проект подлежит утверждению заведующим выпускающей кафедрой. 2.2.3. Задание на отчет о практике содержит наименование организации прохождения практики, типовую структуру отчета (перечень вопросов, подлежащих обследованию), дату утверждения задания и срок представления отчета на проверку. Состав отчета о преддипломной практике несколько шире, чем о производственной, что связано с необходимостью окончательно выявить стоящую перед организацией проблему, пути ее решения, конкретный предмет проектирования и сформулировать тему дипломного проекта. Структура отчета в процессе его подготовки может быть подкорректирована с учетом особенностей базовой организации. 2.2.4. Задание должно быть, подписано выдавшим его преподавателем и студентом, принявшим его на исполнение. Ставя подпись, следует проставлять соответствующую дату. Без даты подпись юридически не имеет силы. 2.3. Реферат (аннотация) 2.3.1. В отчете о практике (научном реферате, научной работе) третьим структурным элементом является реферат, выполняемый в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9 и учитывающий специфику учебного процесса. Реферат должен содержать : 1. сведения об объеме отчета, количестве рисунков, таблиц, приложений, использованных источников; 2. перечень ключевых слов 3. текст реферата. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые. Текст реферата к отчету о практике должен отражать: 1. Объект исследования; 2. Предмет исследования; 3. Цель исследования; 4. Выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места; 5. Рекомендуемые пути совершенствования деятельности организации. 2.3.2. В составе курсовых и дипломных проектов вместо реферата предусматривается аннотация. Аннотация должна содержать: 1.Сведения об объеме пояснительной записки, количестве листов графического материала; 2.Текст аннотации. Текст аннотации должен отражать: 1.Объект исследования (базовая организация); 2.Элементы системы управления исследуемого объекта: субъект управления, объект управления, предмет управления; 3.Основные организационно-экономические противоречия (выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места); 4.Выбранные способы их решения; 5.Предмет проектирования; 6.Результат проекта, выносимый на защиту; 7.Эффективность проектного решения. 2.3.3. Реферат (аннотация) подписывается студентом и руководителем 2.4 Содержание 2.4.1 Содержание включает все составные части документа,
идущие после него, т. е. список сокращении, введение,
наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов
(если таковые имеются и у них есть наименование), заключение,
список использованных источников, приложения с их названиями
. 2.4.2 Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу
(несколько страниц), как и любой другой структурный элемент
рассматриваемых текстовых документов. 2.4.3 Пример оформления содержания приведен в приложении 2.4.4 Оглавление пояснительной записки или отчета может
быть сверстано автоматически при использовании для печати
средств «Microsoft Word 97 (и выше)» с помощью функции
«Вставка», «Оглавление и указатели … », «Оглавление» с
параметрами «Показать номера страниц», «Номера страниц по
правому краю» «Заполнитель … ». 2.5 Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов 2.5.1 Используемые в пояснительной записке или отчете малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы измерения и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка. 2.5.2. Если то или иное сокращение (и пр.) используется в тексте не более двух раз, оно в список может не включаться, а его расшифровка дается непосредственно в тексте при первом упоминании. 2.5.3 Если в перечне отсутствуют специфические термины или единицы измерения или условные обозначения, то в наименовании данного структурного элемента они не указываются. 2.6. Введение 2.6.1 Во введении курсового и дипломного проекта, студенческой научной работы: • обосновывается выбор темы и ее актуальность; • определяется объект и предмет исследования формулируются цели, определяются задачи и методы исследования; • описывается новизна и практическая значимость проекта; • определяется план исследования и кратко характеризуются основные разделы пояснительной записки. 2.6.2 Во введении отчета о практике: • дается название и профиль деятельности базовой организации; • определяется объект и предмет исследования, формулируются цели определяются задачи и методы анализа системы управления базовой организации; • определяется план исследования и кратко характеризуются основные разделы пояснительной записки. 2.6.3 Объем введения к дипломному проекту не должен превышать пяти страниц, к курсовому проекту и отчету по практике - двух страниц. 2.6.4 Специфические требования к введению для курсовых проектов по конкретным дисциплинам должны быть уточнены в соответствующих методических указаниях. 2.7 Основная часть 2.7.1 Часть общих правил оформления текстовой части документа (введения, основной части, заключения) была описана в пп. 1.1.2 и 1.1.4 2.7.2 Правила рубрикации (разделения на разделы) основной
части приведены в пп. 1.2.2-1.2.6, нумерации страниц - в п.
1.2.7. Сокращения русских слов и словосочетаний производится по ГОСТ 7.12 . Так, стандартом допускается пользоваться общепринятыми сокращениями, например, и так далее - и т.д., год (годы) – г. (гг.), пункт (пункты) – п. (пп.). Применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами, не допускается . Сокращения типа «т.д.», «с.г.» записываются без пробела. Сокращения типа «и др.» ставятся только в конце предложения, в середине предложения их нужно записывать полностью или в скобках. 2.7.4 Единицы физических величин приводятся по ГОСТ 8 417 . Запрещается применять сокращенные или условные обозначения единиц измерения (в том числе денежных), если они употребляются без цифр, за исключением использования сокращений в таблицах и расшифровках формул . В конце общеупотребительных сокращений (кг, т, км, м) точка не ставится. 2.7.5 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в документе приводятся на языке оригинала. Допускается транскрибировать имена собственные или переводить их на русский язык (за исключением фамилий) с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия . 2.7.6 К частому нарушению правил компьютерного набора относится отбивка знаков препинания от предыдущего текста, что может вызвать их перенос, на следующую стоку (допускается отбивать от текста только вопросительный знак и то «неразрывным» пробелом, исключающим растяжку и разрыв пре переносе) Не следует отбивать от цифр знаков процент, градус, минута, секунда. Одним «неразрывным» пробелом цифры отбиваются от № и §. «Неразрывный» пробел реализуется функцией «Вставка», «Символ», «Специальный символ» или клавишами Ctrl + Shift + <Пробел>. Дефис пробелами не отбивается. Тире отбивается пробелами с двух сторон, за исключением сочетаний, имеющих смысл «от» и «до» (1941-1945 гг.). 2.7.7 Письменному деловому общению свойствен неличный характер изложения текста, т. е. употребление глаголов от первого и второго лица не рекомендуется, а глаголы от третьего лица употребляются в неопределенно-личном значении: «Нами установлено … », а не «Мы установили … ». Язык изложения используется сухой, без эмоциональности и превосходных степеней. Каждый используемый термин, не связанный однозначно с определенным понятием в современной научной литературе, должен быть обязательно раскрыт. 2 7.8 Иллюстрации 2.7.8.1 Иллюстрации (чертежи графики, схемы блок-схемы, диаграммы, рисунки, распечатки экранных форм) объединяются единым названием «рисунок». Характер иллюстрации может быть указан в ее названии (например, «блок-схема алгоритма»). Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. 2.7.8.2 Иллюстрации должны иметь название, которое размещают над иллюстрацией без точки в конце. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис. » с номером, которое помещают после поясняющих данных или непосредственно под иллюстрацией, если поясняющих данных нет. 2.7.8.3 Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего документа или раздела. В последнем случае, номер рисунка будет составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер рисунка в нем (например, «Рис. 2.1»). При таком размещении надписей точка после номера рисунка не ставится. 2.7.8.4 Если в документе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис. » под ней не пишут. 2.7.8.5 По мере возможности, иллюстрацию следует размещать
на одной странице без переноса. Если иллюстрация не умещается
на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при
этом название иллюстрации помещают на первой странице,
поясняющие данные приводят на каждой странице и под ними
указывают «Рис. __, лист __». 2.7.8.6 На все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу «приведена на рис. 1.2», «(рис. 1.2)». Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. рис..1.2» Если повторная ссылка удалена от рисунка, например, дается в другом разделе, целесообразно также указывать номер страницы, где приведен рисунок. 2.7.8.7 В настоящее время допускается название рисунка ставить не над ним, а после него, в одной строке с номером рисунка, например, «Рис. 1.2 Логико-информационная схема комплекса задач планирования основного производства» . В этом случае поясняющие надписи могут приводиться как перед названием рисунка (см. п. 2.7.8.2), так и после названия, например, в одной строке с ним через точку, двоеточие или в скобках. 2.7.8.8 Место расположения и шрифт названий рисунков должны быть едиными по всему текстовому документу. Названия выравниваются по центру. Если номера рисунков размещены отдельно от названий, они выполняются тем же шрифтом и также выравниваются по центру. Шрифт номеров и названий рисунка может быть мельче шрифта основного текста, например, № 12, а межстрочный интервал рекомендуется одинарным, как и в заголовках текста. Рекомендуемые номера шрифтов текста в поле самого рисунка 10-14. 2.7.8.9 Иллюстрации вместе с их названиями и прочими надписями должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами (с одинарным междустрочным интервалом). 2.7.9 Таблицы 2.7.9.1 Цифровой материал, а также многомерный текстовой материал с перечислениями должен оформляться в виде таблиц. Следует иметь в виду что текстовые таблицы, как правило очень информационны и позволяют существенно экономить место. Структура таблицы приведена в приложении 9. Для наглядности при формировании таблиц может быть использована заливка ячеек строк граф (функция «Формат», «Границы и заливка», «Заливка». Word предусматривает автоматическое формирование ряда таблиц стандартной структуры. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф, составляющие одно целое с подзаголовками - со строчных. Допускается более мелкий шрифт текста в таблице, чем основной текст, и меньший межстрочный интервал. 2.7.9.2 Таблицу следует располагать в документе
непосредственно после текста, в котором она упоминается
впервые, или на следующей странице. 2.7.9.3 Таблица, как правило, должна иметь заголовок, выполняемый строчными буквами (кроме первой - заглавной), выравниваемый по центру, без точки в конце. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Шрифт заголовков всех таблиц в документе должен быть единым (при этом он может совпадать со шрифтом названии рисунков). Номер шрифта заголовка и межстрочный интервал могут быть меньше» чем по основному тексту. 2.7.9.4 Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами
порядковой нумерацией в пределах всего документа или
раздела . В последнем случае номер таблицы будет составным:
номер раздела и, через точку порядковый номер таблицы в нем
(например, «Таблица 2.1»). Точка после номера таблицы не
ставится. Нумерационный заголовок, т. е. слово «Таблица» и ее
номер, следует размещать в правом верхнем углу над заголовком
таблицы. 2.7.9.5 Если в документе только одна таблица, ее нумеровать
не следует и слово «Таблица» над ней не пишут. 2.7.9.6 По мере возможности таблицу следует располагать на
одной странице. Если же строки или графы таблицы выходят за
формат листа, таблицу делят на части, которые в зависимости от
особенностей таблицы переносят на другие листы, помещают на
одном листе рядом или одну под другой.
Если части таблицы размещаются рядом, в каждой части таблицы
повторяют головку, при размещении частей одна под ругой -
повторяется боковик. Нумерационный и тематический заголовки
таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над
последующими частями пишут «Продолжение табл. __». 2.7.9.7 В боковике таблицы допускается графа «№ п/п», в общем же случае для облегчения ссылок номер строки (показателя) может быть проставлен перед наименованием показателя (через точку). Также для облегчения ссылок в головке таблицы допускается нумерация граф (при наличии графы «№ п/п» ей присваивается нулевой номер) . В этом случае при параллельном размещении частей таблицы или при переносе таблицы на другую страницу головка продолжения таблицы может включать только строку с номерами граф. 2.7.9.8 Обычно в боковике таблицы размещаются показатели ее подлежащего, т. е. наименования объектов или явлений, описываемых с помощью таблицы. В головке размещаются показатели сказуемого, т. е. характеристики объектов и явлений, относящихся к подлежащему. 2.7.9.9 Если цифровые данные в графах или строках таблицы выражены в разных единицах измерения, то их указывают, соответственно, в заголовках граф (в головке) или при наименованиях параметров в строках боковика (для чего может предусматриваться специальная графа «Единица измерения» или «Ед. изм.»). Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, ее сокращенное обозначение помещают над таблицей, например, в конце заголовка таблицы. 2.7.9.10. Точки в конце заголовков и подзаголовков граф, наименований, параметров в конце текста в ячейках текстовых таблиц не ставятся, Промежуточные знаки препинания в текстовых таблицах проставляются, в том числе, и точки между предложениями. 2.7.9.11 Если параметры одной графы имеют одинаковые значения в двух и более строках, то допускается объединение соответствующих ячеек данной графы в одну ячейку и проставление параметра один раз. То же относится и к одинаковым значениям параметра в одной строке [1]. 2.7.9.12 Повторяющийся в строках графы текст можно заменять
кавычками (если текст - из одного слова) или при первом
повторении словами «То же», а далее, кавычками (если более
сложный текст) Ставить кавычки при повторении цифровых данных,
марок, математических и иных символов не допускается . 2.7.9.13 Если цифровые и иные данные в ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк. 2.7.9.14 Если в ячейке проставляется диапазон значений, то между числами, ограничивающими диапазон, ставится тире. 2.7.9.15 Форматирование цифровых данных в графах должно
обеспечивать расположение классов чисел строго один под другим
(например, рубли под рублями, копейки под копейками). 2.7.9.16 Таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами (с одинарным междустрочным интервалом). 2.7.9.17 На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки. Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу «приведены в табл. 1.2», «(табл. 1.2)». Ссылки на ранее упомянутые таблицы дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. табл. 1.2». Если повторная ссылка удалена от таблицы, например, дается в другом разделе, целесообразно также указывать номер страницы, где приведена таблица. 2.7.10 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. В этом случае рисунки и таблицы могут иметь как вертикальное, так и горизонтальное размещение. При горизонтальном размещении листа поле для подшивки оставляется сверху. 2.7.11 Перечисления 2.7.11.1 Перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления (списки) могут быть маркированными нумерованными буквенными. 2.7.11.2 Маркированные списки с крупными текстовыми фрагментами, состоящими из нескольких предложении, целесообразно начинать с прописных букв и в конце фрагментов ставить точку. При мелких, например, однострочных фрагментах перечислений, их следует начинать со строчной буквы и заканчивать точкой с запятой. Если фрагменты перечисления не имеют внутренних знаков пунктуации например содержащие по одному слову или слову с определением их можно разделять запятой. Вид маркера может быть произвольным из числа предусмотренных программным обеспечением ПЭВМ. Если же текст печатается на машинке или рукописный, то в качестве маркера выбирается тире. 2.7.11.3 Аналогично в нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах используются арабские цифры с точкой (1., 2. ) после которой текст начинается с прописной буквы и завершается точкой. При мелких фрагментах перечисления нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (например, 1), 2), 3) и т.д. ), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой. Использование римских цифр не допускается. 2.7.11.4 В буквенных списках в первом случае роль идентификатора в списке играют прописные буквы с точкой после них (А, Б, В и т.д, ), а во втором – строчные буквы со скобкой (например, а), б), в) и т.д.). Поскольку формирование списков на компьютере ведется автоматически в выбранном режиме, допускается в буквенных списках использовать латинский алфавит. 2.7.11.5 Следует избегать в пределах одного пункта или подпункта более одной группы перечислений. Но если этого избежать нельзя, то следует использовать различные формы идентификации списков, либо, используя только форму маркировки, применять для разных списков различные виды маркера. 2.7.12 Примечания и сноски 2.7.12.1 Примечания следует помещать в документе при необходимости пояснения содержания текста таблицы или иллюстрации, Примечания, как правило, размещают непосредственно после пункта, подпункта таблицы, иллюстрации, к которым они относятся и печатают с прописной буквы с абзационного отступа. Само слово «Примечание» также печатается с прописной буквы и на ПЭВМ выделяется шрифтом, а на пишущей машинке дается вразрядку. 2.7.12.2 Одно примечание не нумеруют Несколько примечании следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например: Примечание. ................................................ ................................................ Примечание. 1. ............................................. 2. ............................................. 2.7.12.3 Целесообразно примечание печатать более мелким шрифтом (например, № 12). 2.7.12.4 Если примечание относится к началу крупного текстового фрагмента (раздела, подраздела), занимающего несколько страниц, его следует давать в виде сноски к странице (функция «Вставка», «Сноска », «Обычная»). 2.7.13 Формулы, уравнения, математические и цифровые выражения в тексте 2.7.13.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку с отделением от текста пробелами в один межстрочный интервал снизу и сверху. Если уравнение не умещается в одну строку, оно может быть перенесено на следующую строку после знаков равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (х или *), деления (/) или других математических знаков . 2.7.13.2 Пояснение значении символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия . 2.7.13.3 В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные государственными стандартами (если они есть). 2.7.13.4 Все формулы (уравнения), если их в документе более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего документа или текущего раздела. В последнем случае, номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Допускается нумеровать только те формулы, на которые в тексте есть ссылки. 2.7.13.5 Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например, « в формуле (3.1)» 2.7.13.6 Запрещается употреблять по тексту (вне формул и уравнений) математические знаки без цифр, например, > (больше), ? (больше или равно, не меньше), < (меньше), ? (меньше или равно, не больше), = (равно), ? (не равно), ? (приблизительно равно), ? (тождественно), ~ (приблизительно), ? (сумма), ? (угол), ? (перпендикулярно) и т.д., а также, знаки № (номер), % (процент). 2.7.13.7 Запрещается использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Вместо математического знака следует писать слово «минус» . 2.7.13.8 В тексте документа числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности - словами, например « в сумме не более 1,5 млн. руб. », « прибыль повысилась в два раза». Если в тексте приводится ряд величин с одной и той же единицей измерения, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,5, 1,75, 2 м. Если в предложении используются простые числа не более двух раз, то числа пишутся словами «Рентабельность повысится в два - три раза». Если числа многозначные или их более двух, то числа пишутся цифрами «в 1,75 раз», « в 2, 3, а то и 10 раз». 2.7.13.9 В тексте документа перед обозначением параметра дают его пояснение, например, «Прибыль предприятия Ппр. составила … ». 2.7.14. Ссылки 2.7.14.1 Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников в квадратных скобках, например, «[31]». Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, например, когда источник не является основным, и ссылка на него приводится только один раз. Оформление ссылок в этом случае осуществляется по ГОСТ 7.1 . 2.7.14.2 Если по тексту приводится цитата, то в ссылке кроме номера источника по списку указывается номер страницы, откуда взята цитата, например, «[31, с. 151] ». При указании источника в подстрочном примечании (сноске), номер страницы дается после библиографического описания источника. 2.7.14.3 Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, рисунки, таблицы, формулы и уравнения, перечисления (с цифровой или буквенной идентификацией), приложения следует делать с указанием их номеров например « в разд. 4», « в соответствии с п. 3.3.4», « в подпункте 2.3.4.1», « в подпункте 2.3.4.1 перечисление 3» (если ссылка на перечисление дается в тексте того же подпункта, где приведен список, номер подпункта в ссылке не проставляется), « по формуле (3)», « в уравнении (2)», « на рис. 1.8», « в табл. 3.1», « в приложении 6». При этом для обозначения разделов, пунктов рисунков, таблиц следует использовать только сокращения «разд.», «п.», «рис.», «табл.» Если в документе один рисунок, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать « на рисунке», « в таблице», « по формуле», « в уравнении», « в приложении». При этом слова «рисунок» и «таблица» пишутся полностью. 2.8 Заключение 2.8.1 В заключительной части кратко формулируются основные полученные результаты, делаются выводы о степени достижения определенной во введении цели и поставленных задач, а также, где это возможно, даются практические рекомендации и оценка технико-экономической эффективности их внедрения или научной и социальной значимости работы. 2.8.2 Объем заключения в пояснительной записке к курсовому проекту - 1 – 2 страницы к дипломному проекту и в составе отчета по практике - до 5 страниц. 2.8.3 Оформление данного структурного элемента пояснительной записки (отчета) осуществляется в соответствии с рекомендациями подраздела 2.7. 2.9 Список использованных источников 2.9.1 Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе исследований, проектирования и составлении соответствующего текстового документа (пояснительной записки, отчета). Включение в список литературы, которой студент не пользовался в своей работе, не допустимо. 2.9.2 На каждый источник в тексте должна быть ссылка. Если источник реально анализировался, например, при выборе метода решения задачи, но был отложен как не содержащий нужных материалов, а студент хочет отметить большое количество книг и статей, с которыми он ознакомился в своей работе, он может дать в тексте ссылку такого рода «В процессе выбора наиболее приемлемого метода решения поставленной задачи была проанализирована многочисленная литература по данной проблеме 2.9.3 Список должен формироваться в алфавитном порядке. При
небольшом количестве использованных источников они могут
располагаться в нем в порядке появления ссылок на них. 2.9.4 Список источников оформляется по ГОСТ 7.1 , как правило, на языке выходных сведений: Автор (ФИО). Название источника. - Место издания, Издательство, год издания, количество страниц. В отдельных случаях, при длинном заглавии, разрешается опустить часть элемента или фразы, при этом пропуск обозначают знаком многоточия « … ». При использовании документов организации дается ссылка на текущий архив, номер папки и листа. Примеры библиографического описания литературных источников приведены в приложении 2.10 Приложения 2.10.1 Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки (отчета). 2.10.2 В приложения обычно выносятся организационные, плановые и бухгалтерские документы базовой организации, собранные в период прохождения практики и являющиеся основой проектирования, новые разработанные организационные документы (положения о подразделениях, должностные инструкции, логико-информационные схемы и т.д. ), листинги (распечатки) разработанных программ. 2.10.3 Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Кроме порядкового номера страницы под ним, но над заголовком, в правом верхнем углу, прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. 2.10.4 При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями п. 1.2.3, 2.10.5. Имеющиеся в тексте приложения рисунки, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями пп. 2.7.8, 2.7.9 и 2.7.13. 2.10.6 Перечисления и примечания в тексте приложении нумеруют в соответствии с требованиями пп. 2.7.11 и 2.7.12 Если в качестве приложения используется конкретный документ или бланк формы документа, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают без изменений по сравнению с оригиналом. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц пояснительной записки (отчета). При необходимости отдельные элементы документа могут быть закрыты для прочтения, например, белой краской. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 3.1 Графический материал представляется в рамке с левым полем 20 мм и остальными полями — 5 мм на листах формата А1. 3.2 Объем графического материала к дипломному проекту - не менее восьми листов, к курсовому проекту - один лист. К отчетам и научным работам графический материал не прилагается. 3.3 В курсовых проектах допускается замена одного листа А1 на два листа формата А2 или четыре листа формата A3. 3.4 С учетом специфики учебного процесса, например в ИБСУП графический материал, как правило, представляет собой плакаты, иллюстрирующие результаты организационно-экономического анализа деятельности предприятия или организации и совершенствования систем управления, обеспечивающие наглядность процесса защиты проекта. Выбранная последовательность плакатов обеспечивает логику доклада студента. Ссылаясь на плакаты, студент может, не углубляясь в детали, в сжатой форме доложить результаты исследований в установленное регламентом защиты время. 3.5 На плакаты выносятся организационные структуры, таблицы и графики (диаграммы) с технико-экономическими показателями, расчетные формулы и результаты расчетов, сетевые графики, функциональные матрицы и логико-информационные схемы. 3.6 На одном плакате допускается размещать несколько иллюстраций различного вида, объединенных общим заголовком, и имеющих собственные подзаголовки. 3.7 Заголовки плакатов размещаются в верхней части плаката. Подзаголовки иллюстрации (рисунков и таблиц) размещаются непосредственно над иллюстрациями. В отличии от иллюстраций и таблиц по тексту пояснительной записки на плакаты не выносятся слова «Таблица» и «Рис. » и их номера. Использование термина «таблица» допускается только в самом заголовке (подзаголовке), например, «Таблица с исходными данными», хотя предпочтительным является заголовок «Исходные данные». 3.8 Опираясь на новые информационные технологии и возможности компьютерной и множительной техники, используя ксероксы с изменяемым масштабом или плоттеры для увеличения масштабов рисунков и таблиц, взятых из пояснительной записки, студент может избежать необходимости чертить (рисовать) плакаты. При этом целесообразно для плакатов использовать не ватман или другую чертежную бумагу, а обычную писчую бумагу, которую после защиты легко сложить в формат А4 и приложить к проекту для сдачи в архив ГУУ. 3.9 Расположение графических листов может быть как вертикальным, так и горизонтальным. 3.10 В правом нижнем углу каждого листа должен быть проставлен угловой штамп . Штамп может быть начерчен от руки, сформирован на ПЭВМ на исходных иллюстрациях (при этом следует иметь в виду, что линейные размеры при изменении масштаба формам с А4 до А1 увеличиваются в четыре раза), либо проставлен с помощью резиновой печати которая должна быть на каждой выпускающей кафедре. Чертеж штампа приведен в приложении 11. Приложение 2 ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ Министерство образования Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт бизнеса в строительстве и управления проектом Кафедра управления бизнесом в строительстве ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ студента(ки) курса, группы; формы обучения (фамилия, имя, отчество) Базовая организация (место прохождения практики):____________ Структура отчета 1. Общая характеристика организации (общие сведения характер собственности). 2. Характеристика производимой продукции и услуг. 3. Производственная и материально-техническая база организации. 4. Организационная структура. 5. Технико-экономические показатели деятельности организации в динамике. 6. Финансовая устойчивость организации. 7. Внешние условия деятельности организации (макросреда и непосредственное окружение, условия конкуренции). 8. Сильные и слабые стороны организации, основные проблемы и узкие места в деятельности организации. 9. Пути разрешения проблем и узких мест, ликвидации слабых сторон. 10. Формулирование предмета проектирования и темы дипломного проекта (для преддипломной практики) 11. Результаты углубленного анализа деятельности организации и конкретных звеньев аппарата управления, связанных с предметом проектирования (для преддипломной практики) Срок сдачи студентом отчета о практике Дата выдачи задания "__" 200__ г. Руководитель практики (подпись) (ученая степень инициалы и фамилия) Задание принял к исполнению (подпись) Приложение 5 ОБРАЗЕЦ ПЕРЕЧНЯ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ АРМ - автоматизированное рабочее место. БД - база данных. БнД - банк данных ВТ - вычислительная техника. ГСВ - группы стратегического влияния. КСГ- конкурентная стратегическая группа КУСГ - комплексный укрупненный сетевой график. МТО - материально-техническое обеспечение. ОМТС - отдел материально-технического снабжения. ПСД - проектно-сметная документация. ПХД - производственно-хозяйственная деятельность. СЗХ - стратегическая зона хозяйствования. SWOT - сильные, слабые стороны, возможности и угрозы (опасности) ТЭП - технико-экономические показатели. УПТК - управление производственно-технологической комплектации Приложение 6 ПРИМЕРЫ ОБЩЕПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ,
Приложение 7 ПРИМЕРЫ ОБОЗНАЧЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН ПО ГОСТ 8.417-81
Приложение 8 ПРИМЕРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РИСУНКОВ Основной вариант размещения рисунка (Название рисунка) Поле для иллюстрации (Подрисуночный текст - если нужны пояснения) Рис. 3.2 Размещение рисунка на нескольких страницах (Название рисунка) Поле для иллюстрации (начало рисунка) (Подрисуночный текст — если нужны пояснения) Рис. 3.2, лист 1 Поле для иллюстрации (продолжение рисунка) (Подрисуночный текст - если нужны пояснения) Рис. 3 2, лист 2 Допустимый вариант размещения рисунка Поле для иллюстрации (Подрисуночный текст — если нужны пояснения) Рис. 3.2 (Название рисунка) |